Отправить запрос

Круглый стол для топ-менеджеров в типографии «Август Борг»

журнал PrintCom Russia

12 февраля в типографии «Август Борг» состоялся круглый стол для топ-менеджеров полиграфических компаний на тему «Полиграфический рынок 2009-2010», организованный журналом PrintCom Russia и директором компании «Август Борг» Андреем Зарецким.

Мероприятие прошло в формате, позволившем каждому из достаточно большого числа участников высказаться по проблеме. В качестве первой темы ведущим мероприятия Андреем Зарецким было предложено установить, какой уровень снижения загрузки отметили присутствующие за последние несколько месяцев. С его слов, еще осенью цифра в 30% казалась критической для многих полиграфических предприятий. Тем не менее, в большинстве сегментов спад превысил эту отметку, с чем большинство присутствующих согласились, назвав цифры в 40-50%. Была также высказана мысль о необходимости сегментировать рынок для более точной оценки. В частности, очевидно, что в первую очередь упали заказы, финансируемые из рекламных бюджетов компаний. В схожей ситуации оказалась периодика. Несмотря на рост курса евро, отток заказов из-за рубежа еще не начался. Цифра же в 30% была признана минимальной, справедливой для большинства сегментов полиграфии. Спад меньшего уровня, по мнению Зарецкого, уже можно не рассматривать как проявления кризиса.

Наталья Болдырева, «Линия График», отметила, что хотя сегмент люкс-упаковки еще держится, клиенты уже ищут пути снижения издержек. В целом по упаковке продажи упали. Около 60% заказов на печать упаковки для крупных международных компаний выполняется с отсрочкой платежа.

Далее были рассмотрены различные методы противодействия кризису. Одним из первых было названо решение, связанное с консолидацией и диверсификацией типографий, направленное на создание крупных универсальных компаний. Несмотря на то, что опыт объединения на сегодняшнем рынке уже есть, как массовое явление такой подход вызвал определенный скептицизм у большинства участников. Александр Шнайдер предположил, что если бы консолидация была столь эффективной, как это может показаться на первый взгляд, типографии применяли бы ее и задолго до прихода кризиса. Столь же скептически аудитория отнеслась и к возможной работе по формированию общей ценовой политики между компаниями. В частности, Андрей Зарецкий привел пример бумажных оптовиков, где игроков на рынке значительно меньше, но на практике подобные договоренности не действуют. Большинству участников кажется заманчивой идея картельных соглашений, но в ее практическую реализацию ни кто не верит. Сам же Зарецкий предложил менее радикальное решение - объединиться по географическому принципу, и разместить разнопрофильные компании на расстоянии «шаговой доступности», что может быть выгодно как самим компаниям, так и клиентам и поставщикам, прежде всего, бумаги.

Генеральный директор типографии «Немецкая фабрика печати» Григорий Соколов предложил расширять спектр услуг, предоставляемых клиентам и привел пример своей типографии, принимающей заказы на дизайн и осуществляющей доставку продукции клиентам. Его точку зрения поддержал и Шнайдер, объяснив это тем, что типография как активный участник процесса формирования конечного продукта в партнерстве с заказчиком будет иметь большее влияние на рынок, нежели типография - простой поставщик услуг по тиражированию.

Идея транспортного обслуживания заказчика в ходе дискуссии развилась до возможности организации собственной транспортной компании, или совместного обслуживания в одной из существующих. В условиях кризиса о таком масштабном проекте сложно говорить в практической плоскости, однако, судя по интересу многих присутствовавших, тема имеет перспективу.

К маркетинговым решениям можно отнести рекомендацию сконцентрировать усилия на работе с профессиональными заказчиками, личного общения, минуя посредников, а также уход в узкие ниши для повышения рентабельности. Директор типографии «Борус», Михаил Тенцер рассказал, что в тяжелый период они обращают внимание на мелкие заказы, такие как изготовление печатей и визиток.

Одним из центральных стал вопрос платежей по лизингам и кредитам, с которыми сталкиваются большинство крупных и средних полиграфических предприятий. Мнения участников круглого стола разделились: многие считают угрозу жестких мер со стороны кредиторов вполне реальной. «Банк или лизингодатель просто повесит замок на типографию, а оборудование поставит на склад» - утверждают они, и примеры таких ситуаций уже есть. «Но железо практически неликвидно на сегодняшнем рынке. Склады поставщиков и в Европе, и в России забиты возвращенным оборудованием, и банки уже не знают, что с ним делать. Некоторые кредиторы уже готовы к диалогу и реструктуризации долгов, чтобы получить деньги в перспективе», - утверждают другие. Все вместе согласны, что ситуации бывают разные, и отношения заемщиков и кредиторов - дело интимное, тут нет общих рецептов и советы давать бессмысленно.

Серьезной проблемой, оказывающей дополнительное давление на рынок, считается демпинг типографий, ради покрытия текущих расходов готовых печатать практически в убыток. Они не выживут сами, неизбежно придя к краху в течение нескольких месяцев, но успеют отобрать прибыль у других игроков. К подобного рода «агонизирующим» типографиям было предложено отправлять заказчиков, желающих печататься в кредит с отсрочкой платежа.

Однозначно эффективными были признаны всевозможные меры по снижению издержек. Типографии, которые, в силу различных причин, столкнулись с такой необходимостью до кризиса, переживают его значительно легче. О такой ситуации рассказал Юрий Бохонов, ПД «Граффити». Вообще, все сошлись на мнении, что в «тучные» прошлые годы в типографиях накопилось некоторое количество лишних активов, сотрудников, площадей, сокращая которые можно значительно повысить рентабельность даже при небольшой загрузке.

Большинство участников высказались о переходе на односменный режим как о вынужденной мере. Роман Юсубов, директор типографии «Р-Мастер», сделал акцент на том, что горизонт планирования сократился до небывалого минимума. Он сравнил управление компанией с ходьбой по лесу от дерева к дереву и порекомендовал вообще отказаться от сколь-нибудь продолжительных проектов.

В области управления персоналом интерес вызвал перевод производственных работников на сдельную оплату труда, абсолютно пропорциональную выработке. По поводу сокращения зарплат и штата возникли разные точки зрения. Многие предпочли сократить часть персонала, оставив только лучших работников, тогда как некоторые, в частности Михаил Павлов, гендиректор ИПФ «Лев Толстой» рассказал, что у него в компании работники согласились на двукратное уменьшение зарплаты вместо сокращений, и руководство пошло на этот шаг с целью сохранить коллектив.

Появилось предложение создать «мобильные бригады» печатников и рабочих других полиграфических специальностей, которые выезжали бы в типографию при появлении в ней работы.

Завершающей темой дискуссии стало обсуждение перспектив отраслевых союзов, в частности, Московского полиграфического союза, который представлял Сергей Тарубаров «Полстар». Он рассказал о немецком опыте регулирования рынка посредством публикации рекомендуемых цен по отрасли, и высказал мнение, что в России, к сожалению, объединению мешает индивидуализм отдельных руководителей, не готовых поступиться собственными сиюминутными интересами ради общей перспективы.

Вместе с тем, возможность обмена информацией по ценам как в закрытой форме, так и через интернет-сайты, была признана перспективной. Звучали предложения о создании независимой организации, которая могла бы рекомендовать цены, а кроме того, принимать меры против заказчиков-неплательщиков после предоставления соответствующих документов.

Аналогичные программы существуют в бумажной отрасли и демонстрируют достаточно высокую эффективность.

Была озвучена проблема таможенных пошлин на бумагу. В качестве меры, способной компенсировать правительству потери от снижения пошлин на ввоз бумаги, полиграфисты предложили ввести пошлину на ввоз готовой печатной продукции.

В целом, круглый стол вызвал большой интерес - общие мнения участников: полиграфическому сообществу подобные мероприятия сейчас просто необходимы.

Архив новостей



+7 (495) 787-06-77

ул. Амурская, д. 5, стр. 2
Москва, 107497

© 2010-2013, Типография Август Борг

Разработка сайта - Spacebox